• Московская область
  • post@idte.ru
Фото автора ThisIsEngineering: Pexels


Готовность школ к цифровому обучению по мнению

директоров

(по данным PISA 2018)




В 2020 году около 1,5 миллиардов учеников из более, чем 170 стран столкнулись с закрытием школ в связи с эпидемией коронавируса (COVID-19). Непрерывность обучения школьников и студентов была обеспечена Министерствами образования по всему миру через дистанционное обучение посредством различных цифровых платформ с образовательным контентом, а также за счет EdTech (от англ. Educational technology - новые технологии в образовании).

Несмотря на то, что данные технологические решения кажутся наилучшим выходом из сложившейся ситуации, цифровой разрыв в образовании и неравенство в обучении будут неизбежно увеличиваться. Непрерывность обучения может быть обеспечена одним, тогда как другие будут ее лишены.

Первым изменением цифрового разрыва стало обеспечение всех учащихся Интернетом, чтобы у учеников был доступ к учебным материалам и онлайн-платформам с образовательным контентом.

Вторым изменением цифрового разрыва – устранение неравномерности использования цифровых технологий (Digital Use Gap): учащиеся, воспитывающиеся в семья с низким социоэкономическим статусом, без адекватного руководства в меньшей степени склонны воспринимать обучение с помощью онлайн-технологий должным образом.

Третьим цифровым разрывом является цифровой разрыв между различными школами, то есть возможность каждой школы обеспечить упорядоченное цифровое обучение: взаимодействие с образовательными материалами, максимизация результатов обучения посредством обеспечения обратной связи. Например, школа А имеет возможность проводить занятия виртуально, с использованием цифровых приложений для совместного обучения и индивидуальной поддержки. В то же время, у школы Б имеются только печатные материалы и общедоступные образовательные ролики в сети Интернет. Существующее огромное неравенство в возможностях школ, ярко показывает, что данный разрыв является наиболее значимым при обеспечении непрерывности и равенства обучения школьников и студентов во время пандемии.

Для справедливой оценки возможностей школ, PISA (Programme for International Student Assessment) в 2018 году изучила анкеты директоров школ. Особое внимание уделялось готовности учебного учреждения и преподавателей в нем создавать и использовать цифровое обучение.

Существует ли эффективная и доступная онлайн-платформа для обучения?



  • Более половины образовательных систем не имели доступной платформы для дистанционного обучения;
  • Регионы, в которых полностью отсутствовал доступ к платформе для ДО:
    • Латинская Америка и страны Карибского бассейна;
    • Ближний Восток и Северная Африка (кроме Катара);
    • Значительная часть стран, входящих в ОЭСР.
  • Всеобщий доступ к платформам имели учащиеся нескольких стран: государства Скандинавии, Сингапур, Катар, четыре провинции Китая, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд и США.
  • Для большинства стран этот показатель составлял от 35 до 70 %.
  • Россия находилась в группе 35-55% наряду с Францией, Италией и Португалией, опередила Германию, Польшу, Японию, Бразилию, уступает Канаде, США, Австралии и Скандинавские страны.

Достаточно ли компетенции преподавателей для внедрения цифровых технологий в образовательный процесс?


  • В большинстве стран педагоги, обладали необходимыми навыками для внедрения цифровых устройства в обучение.
  • Отсутствовала значительная разница между богатыми странами и остальными.
  • Россия находилась в числе лидеров по количеству педагогов, обладающих техническими и педагогическими навыками для внедрения цифровых технологий в процесс обучения.

Существуют ли доступные для преподавателей профессиональные ресурсы для эффективного обучения пользования цифровыми технологиями?



  • 45-80 % директоров школ считают, что существуют эффективные ресурсы, доступные для обучения использованию преподавателями доступных цифровых устройств. Стоит отметить, что достаточно большое количество школ достигают 90% и выше.
  • Исходя из вышесказанного, почти у трети студентов преподаватели не имеют доступа к профессиональным ресурсам, что показывает министерствам образования и частному сектору поставщиков образовательных услуг необходимость в таких ресурсах, а также в их постоянном улучшении.

Поддержка педагогических кадров, учащихся и родителей государственными органами власти в сфере образования в период дистанционного обучения


Наряду со странами, занимающими лидирующие позиции по уровню образования, Министерство Просвещения Российской Федерации оказывает школам всестороннюю методическую и организационную помощь в период дистанционного обучения, предоставляет доступные и эффективные решения для проведения онлайн-уроков с помощью разнообразных платформ, курсов, видео-лекций, интерактивных приложений, содержащих образовательный контент; предлагает информационные ресурсы для поддержки всех участников образовательного процесса в освоении новых форматов обучения.


Страна Индекс уровня образования в странах мира (Education Index)/место в рейтинге 2019 Кол-во рекомендованных ресурсов для онлайн-обучения школьников Кол-во рекомендованных ресурсов для поддержки учителей Кол-во рекомендованных ресурсов для поддержки родителей Методические рекомендации для организации онлайн-уроков Телевизионная трансляция уроков Радио вещание
Германия 0.946(1) 14 2 10 Да Да Да
Австралия 0.923(2) 3 10 14 Да Да Нет
Новая Зеландия 0.923(3) 1 14 3 Да Нет Нет
Дания 0.920(4) 2 3 1 Да Нет Нет
Норвегия 0.919(5) 10 5 5 Да Да Нет
Исландия 0.918(6) 14 1 1 Да Да Да
Ирландия 0.918(7) 3 3 3 Да Нет Нет
Великобритания 0.916(8) 1 12 1 Да Да Нет
Финляндия 0.923(9) 2 8 6 Да Да Да
Швеция 0.914(10) 10 6 1 Да Да Нет
Россия 0.832(33) 14 15 2 Да Нет Нет
Испания 0.824(36) 2 3 1 Да Нет Нет
Франция 0.811(41) 1 1 1 Да Нет Нет
Италия 0.793(49) 1 0 0 Да Нет Нет

Источник: https://blogs.worldbank.org/education/schools-readiness-digital-learning-eyes-principals-analysis-pisa-2018-and-its




Обсудить