• Московская область
  • post@idte.ru
Фото автора picjumbo.com: Pexels


Как адаптировать материалы для дистанционного урока




Главная особенность дистанционного обучения – это возможность получать образовательные услуги без посещения учебного заведения, так как изучение всех предметов и общение с преподавателем осуществляется посредством Интернета, электронной почты и активного использования мессенджеров, позволяющих мгновенно обмениваться аудио-, видео- и текстовыми файлами.

Выделяют два направления дистанционного обучения:

  • синхронный (общение «ученик-учитель» происходит онлайн);
  • асинхронный (общение «ученик-учитель» осуществляется офлайн).

Они влияют на выбор средств обучения и их оптимизации для достижения педагогической эффективности. Какое бы направление не выбрала образовательная организация без адаптации большого объёма учебной информации к дистанционной работе учителю не обойтись.

Министерство просвещения Российской Федерации разработало Методические рекомендации от 19.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в которых предложена примерная модель реализации данных образовательных программ. В Методических рекомендациях даются пояснения относительно адаптации учебного процесса, а, соответственно, и учебного материала к дистанционным формам обучения, в частности, педагогу необходимо создавать простейшие и нужные для обучающихся ресурсы с учебными материалами, а также рекомендуется выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

Процесс разработки материала для подготовки отдельно взятого дистанционного урока должен начинаться с постановки цели и задач, которые учитель ставит перед собой. На дистанционном обучении учитель вправе изменять традиционные этапы урока для достижения максимального педагогического эффекта. Одно из условий эффективной удаленной работы – это частая смена заданий и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание. Целесообразно, чтобы время урока было сокращено до 30 минут, и он состоял из нескольких видов заданий, например, для учеников начальной школы: 5–10 минут на просмотр видеоконтента, 10 минут на выполнение заданий и 10 минут на письмо от руки.

Главное, не стоит бояться менять подходы, инструменты и приемы, если педагог видит, что они не работают.

Рассмотрим особенности применения отдельных видов цифровых ресурсов на дистанционном обучении в школе.

  1. Отбор и оформление учебного материала должно осуществляться для каждого дистанционного урока. Это могут быть презентации, текстовые файлы с гиперссылками и иллюстративным материалом: графическими вставками, gif-анимацией, видео- и фоторядом. Информация должна быть, по возможности, представлена в сжатом виде, с включением в текст различных справок и перекрёстных ссылок, что позволит расширить понятийный аппарат обучающихся.
  2. Важнейший компонент процесса подготовки материала для дистанционного обучения – это представление его содержания, которое осуществляется через Интернет-ресурсы, позволяющие организовывать процесс обучения, например, помогающие проводить видеолекции или видеоконференции (Google, Skype, Zoom, Discord, YouTube, все социальные сети, облачные хранилища). Необходимо помнить о длительности непрерывной работы за компьютером для обучающихся (1-4-х классов – 15 мин, 5-7-х классов – 20 мин, 8-11-х классов – 25 мин.).
  3. Можно использовать Интернет-ресурсы, позволяющие выполнять практические задачи ученикам и дающие возможность самостоятельно создавать контент учителям. Это может быть портал конструирования интерактивных модулей (например, LearningApps.org), программа записей онлайн-уроков (например, Obsproject.com), сайты для создания инфографики и презентаций (например, Canva.com), конструктор сайтов (например, Wix.com). Лучше всего, чтобы ученик имел доступ к записям цифрового контента и мог просмотреть его в любое удобное для него время, проработать сложные для понимания моменты.
  4. Крайне актуальны Интернет-ресурсы для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР (например, fipi.ru, yandex.ru/tutor, www.examen.ru, sdamgia.ru).
  5. Электронные приложения к учебникам благодаря имеющемуся там дополнительному иллюстративному материалу, экзаменаторам по темам учебника и интерактивным заданиям, позволяют значительно разнообразить учебные задания.
  6. В настоящий момент накоплена значительная база тематических Интернет-ресурсов по конкретным учебным предметам позволяющие, например, организовывать лабораторные работы по физике или проверять знание номенклатуры на уроках географии. Особое внимание стоит уделять обучающим играм, квестам и викторинам.

Основные правила по адаптации учебного материала к дистанционному уроку.

  • Объединять темы уроков в смысловые блоки. Это касается предметов с количеством часов более одного часа в неделю, а также в ситуации, когда есть возможность объединить в смысловые блоки параграфы, связанные между собой.
  • Грамотно определять объём заданий, который выдаётся ученику на самостоятельное изучение, закрепление и домашнее задание. Не стоит перегружать учеников чрезмерным объёмом информации и разнообразных заданий на различных образовательных платформах, так как вместо заинтересованности это может привести к обратной реакции.
  • Выбирать практико-ориентированные задания максимально приближенные к жизни, способные вызвать живой интерес у учеников.
  • Предлагать ученику для самостоятельного выполнения такие задания, которые он может сделать, не прибегая к посторонней помощи.
  • Чётко формулировать выдаваемое задание, обязательно снабдив его подробной инструкцией по выполнению.
  • Использовать в работе задания, выполняемые по желанию (за выполнение которых следует поощрение, например, дополнительная отметка). Они позволяют мотивировать уже увлечённых предметом, а также привлекать новых учеников.
  • Предоставлять чёткое понятное ученику обоснование каждой выставленной отметки. Это важный залог успеха. Для этого подойдут заранее оговоренные или описанные критерии работы, а также комментарии к высылаемым работам. Какой бы кропотливой работа по написанию небольшого комментария (отзыва) на работу ученика не была, она необходима. Это могут быть слова похвалы или указание на ошибку и то, как её можно исправить или как разобраться со сложным материалом.

По сравнению с традиционной классно-урочной системой наличие на дистанционном обучении широкого спектра образовательных цифровых ресурсов и вариативности цифровых возможностей для выстраивания обратной связи между учителем и учеником, имеющаяся возрастная специфика обучающихся, бесспорно, требуют адаптации учебного материала к урокам, проходящим в дистанционном формате.




Обсудить