• Московская область
  • post@idte.ru
Фото автора fauxels: Pexels


Как мотивировать учеников при дистанционном обучении



Мотивация – необходимая составляющая как традиционного, так и дистанционного урока. При дистанционной форме обучения особенно остро встаёт задача не просто передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Для этого на каждом дистанционном уроке перед учениками должна быть четко определена цель и задачи, которые они должны достичь.

Мотивация в педагогике – это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Выделяют две основные группы мотиваторов:

1. Внешние (неустойчивые, временные) мотиваторы:

  • страх,
  • поощрения родителями (материальные стимулы, бонусы, подарки),
  • успешность среди сверстников,
  • негативные прогнозы на будущее,
  • соперничество,
  • хорошие отметки.

Они фиксируются установкой только на ситуативное получение необходимой ценности или избегание наказания, благодаря чему пропадает осознанность в получении знаний, учебный процесс превращается в бесконечную гонку за наградой, не приносящую психологического комфорта ученику. Такие факторы, действительно, на какое-то время способны замотивировать школьника, но они при этом несут негативные последствия в виде воспитания таких качеств личности как зависть, жадность, склонность к чувству вины.

Однако не всё так однозначно, соревновательность и конкуренция проходят через всю жизнь человека. До тех пор, пока в школе применяется бальная система, а в высших учебных заведениях есть конкурс на места, в системе образования будет состязательность. Ученики постоянно соревнуются в школе: кто получит больше «пятёрок» за четверть, кто дальше прыгнет на уроке физической культуры, кто победит в конкурсе чтецов на уроке литературы и так до бесконечности. Среди педагогов встречается немало сторонников здравой соревновательности, которые придерживаются мнения, что для школьника оценка не последний стимул и честолюбие не худшее качество подрастающего поколения Вместе с тем злоупотребление соперничеством может уничтожить внутреннюю мотивацию, сделать целью обучения получение хороших оценок, а не новых знаний и ещё сильнее разделить детей на «успешных» и «неудачников» Избежать этого может только педагогическое мастерство учителя. Перед каждым педагогом стоит непростая задача понять психологические аспекты класса и личности обучающегося, чтобы избежать сложностей в образовательно-воспитательном процессе.

2. Внутренние (осознанные, когнитивные ) мотиваторы:

  • удовольствие от получения знаний,
  • стремление к получению знаний,
  • личностное самосовершенствование,
  • расширение собственных возможностей,
  • желание самореализации, найти своё место в жизни и призвание,
  • осуществления мечты через получение знаний,
  • получение самостоятельности,
  • расширение пространства существования,
  • обретение уверенности в себе через познания.

Они необходимы для формирования устойчивого позитивного отношения к учению как к источнику развития и реализации личностного потенциала становлению всех тех качеств, которые необходимы во взрослой жизни.

Школьнику достаточно сложно мотивировать себя самостоятельно, поэтому внутренняя осознанная мотивация должна формироваться постепенно начиная самого раннего возраста с помощью педагогов, психологов и, конечно, родителей.

На дистанционном обучении главную роль играет внутренняя мотивация – мотивация осознанного действия, когда ребенок обучается не руководствуясь, в первую очередь, страхом или желанием выделиться из ряда сверстников или получить вознаграждение, а для того, чтобы получить знания, так как в дистанционном формате учёбы многие традиционные внешние мотиваторов перестают действовать. На это влияет отсутствие сравнения своих достижений с успехами других одноклассников, неготовность всех родителей контролировать обучение своих детей, расслабленная домашняя обстановка.

Заниматься формированием мотивации необходимо на каждом из этапов урока. Начало урока следует сопроводить первичной мотивацией, когда важно усилить мотивы любознательности и удивления, вспомнить предыдущие достижения учеников, подчеркнуть нацеленность знаний и умений на практическую деятельность. Далее на этапе совместного исследования проблемы и открытия нового знания важно добиться подкрепления и усиления возникшей мотивации опираясь на познавательные (например, несколько способов решения учебной задачи) и социальные мотивы (совместная деятельность в коллективе). На завершающем этапе урока – рефлексии – важно сделать так, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом и в конце урока возникала благоприятная установка на дальнейшее учение. Педагогу нужно научить обучающегося самому давать оценку своей деятельности, помогая сформировать представление о своих возможностях.

Факторы, стимулирующие мотивацию обучения в дистанционном образовании, можно разделить на два блока:

I. Мотивация со стороны учителей:

  • Качественная обратная связь «учитель-ученик», используя удобные каналы связи (мессенджеры, общение на порталах, электронную почту). Обучающиеся и их родители должны иметь возможность поддерживать контакт с классным руководителем и с учителями-предметниками в отведённые временные рамки.
  • Привлечение внимания к преподаваемому предмету посредством применения нестандартных идей: использование специфического музыкального оформления презентаций; юмор, соответствующий возрасту обучающейся аудитории; интригующий анонс темы предстоящего урока; использование нестандартного образа для проведения дистанционного занятия (сценический образ). Всё это, конечно, требует больших временных затрат педагога на подготовку к проведению таких занятий
  • Онлайн-общение со сверстниками. Например, можно организовывать работу в мини-группах над небольшими заданиями для учеников основной школы и над проектами в средней школе используя мессенджеры, т.к. дети-экстраверты, особенно в переходном возрасте, чувствуют особую потребность в общении с одноклассниками.
  • Максимально доступный, наглядный материал, стимулирующий к расширению знаний. Всегда более выигрышны иллюстрированные уроки и, те, которые побуждают ребенка к сотворчеству и поиску нового знания. Они превращают ученика не просто в потребителя готовой информации, а в исследователя, который сам открывает законы, докапывается до сути С другой стороны, обучение не должно превращаться в постоянное развлечение. Чтобы этого избежать, например, до просмотра видеофрагмента, учителю необходимо поставить педагогическую задачу перед учениками (в частности, на уроке литературы проанализировать поступок героя или на уроке географии запомнить из видеоролика как можно больше опасностей для человека, которые несёт в себе извержение вулкана).
  • Индивидуальные задания, как для учеников уже заинтересованных в изучении конкретных предметов (готовящихся к олимпиаде, сдаче ОГЭ или ЕГЭ), так и для отстающих учеников.
  • Учёт возрастных и психологических особенной обучающихся. Ведущая деятельность детей на разных возрастных этапах – это активная мотивационная деятельность самого ребенка, благодаря которой происходит его развитие. В начальной школе у учеников (7-11 лет) превалирует учебная деятельность, в основной школе (12-15 лет) – интимно-личностное общение со сверстниками, в средней школе (15-17 лет) – учебно-профессиональная (проектная, общественно-значимая) деятельность, то есть в подростковом возрасте на первое место выходит приобщение к миру взрослых, поиск своего места в обществе. Эти знания необходимы педагогу для выстраивания грамотной предметной учебной мотивации для обучающихся разного возраста.
  • Поддержку учебной мотивации, особенно в начальной школе, эффективно осуществлять применяя дидактические игры, занимательные задания, ребусы, кроссворды, загадки с использованием известных сказочных героев или мультипликационных персонажей.
  • Максимальный уход от монотонности и однообразия при проведении онлайн-уроков и в выдаваемых заданиях также актуален.
  • Современная подача цифрового контента. Здесь необходимо вспомнить об особенностях восприятия информации поколением Z (зумеры) и поколением Альфа, делая акцент на визуализацию, мультимедийность и практическую составляющую знаний. Креативные подходы также могут поднять мотивацию обучающихся, например, уместное использование видеоконтента известных блогеров. В таком случае увеличивается уровень эмпатии у учеников к учителю.
  • Наличие подробных инструкций по выполнению заданий. Это позволит ученику избежать лишних затруднений при выполнении упражнений в ходе видеоурока или домашнего задания.
  • Обучающемуся, особенно основной и средней школы, необходимо понимание, для чего конкретное занятие необходимо именно ему. Из этого следует, что задания должны быть максимально приближены к практической жизни, полезность решения которых очевидна для обучающихся.
  • Использование проблемных вопросов и ситуаций хорошо помогает не только повторить уже усвоенный материал, но и подготовить учащихся к изучению новых тем.
  • Использование заданий посильных для выполнения среднестатистическому ученику.
  • Крайне важно предоставлять ученику чёткое и понятное обоснование каждой выставляемой отметки.
  • Значимый источник мотивации на дистанционном обучении – это чувство внутренней уверенности школьника в успешности овладевания им учебным материалом. Учителю необходимо отмечать любую положительную динамику, пусть и минимальную, поскольку именно это способствует росту уверенности обучающегося в своих силах. Фиксация на внутреннем удовлетворении школьника от успешно выполненного задания является фундаментом для повышения мотивации.

II. Мотивация со стороны родителей:

  • Проявление интереса к учёбе своих детей и к взаимоотношениям в коллективе;
  • Администрирование (в основном на первичном этапе дистанционного обучения): обучение, помощь в организации и планировании дистанционного формата;
  • Осуществление контроля (и, если требуется, помощь при выполнении домашних заданий в форме совета, выполнять работу за ученика не следует);
  • Грамотная похвала, даже за небольшие успехи, она даст стимул двигаться дальше, а также сравнение успехов ребёнка только с его достижениями.

Отдельно хочется отметить способы самостоятельного поддержания мотивации для учеников:

  • Соблюдение режима дня.
  • Планирование рабочего времени.
  • Внешние атрибуты (использование одежды, в которой ученик посещает учебное заведение, особенно, при проведении онлайн уроков; наличие, по возможности, оборудованного рабочего места).
  • Перерывы и физические упражнения.
  • Принятие помощи от учителей, наставников, родителей, друзей.
  • Внесение разнообразия в жизнь (поиск новых увлечений).
  • Общение в мессенджерах с друзьями.

Основные проблемы снижения мотивации у обучающихся на дистанционном обучении (не способствующие раскрытию внутренних мотиваторов ученика):

  1. Перенасыщение дистанционного урока сложной информацией. Непосильно большой объём заданий для учеников. Действительно, учителю не всегда с первого урока в дистанционном формате удаётся скорректировать учебный материал, но несколько практических работ в данном формате и следование основным правилам по адаптации учебного материала к дистанционному уроку помогут добиться хороших результатов.
  2. Невозможность выполнить задания по изученной теме в полном объёме как это предписывает учитель. Виной тому может быть отсутствие отлаженной обратной связи или слишком сложный материал.
  3. Технические проблемы (отсутствие технических средств, нестабильный Интернет, «зависание» популярных образовательных платформ, подключение злоумышленников при проведении видеоуроков).
  4. Отсутствие обоснования выставляемых отметок.

Проблема учебной мотивации имеет первостепенную важность для эффективности образовательно-воспитательного процесса. С возникновением дистанционных форм обучения её значение только возросло. Одна из задач, которая стоит перед современным учителем – это уход от традиционных внешних мотиваторов в пользу внутренних. Особо ценно помочь ученику развить внутреннюю когнитивную мотивацию, не забывая про индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Педагогу необходимо привить ученику ценность знания, научить учиться, показать постоянно возрастающую роль самообразования в быстро меняющемся мире. Дистанционная форма обучения открывает учителю возможности пробовать новые методы и приёмы в работе, уходить от привычных шаблонов.

Современному подростку, чтобы быть востребованным в обществе, придётся обучаться и получать новые компетенции всю свою жизнь. Социальные процессы (глобализация, экологизация, рост среднего класса) и технологические процессы (внедрение информационно-коммуникативных технологий, автоматизация, появление новых технологий) уже привели к изменению рынка труда, к появлению новых профессий и это только начало. На смену освоения отдельных навыков в XXI веке приходят надпрофессиональные навыки , такие как экологическое и системное мышление, управление проектами, межотраслевая коммуникация, мультиязычность и мультикультурность, программирование и робототехника. Современный педагог должен стремиться подготовить личностей, готовых принимать изменения, которые происходят в глобальном мире.



Обсудить