• Московская область
  • post@idte.ru


Как учителю создать сценарий обучающего ролика?


Интересный обучающий ролик без воды можно создать только при мастерски составленном сценарии. Четкий сценарий зафиксирует ваше видение финального видеоролика и передаст детали остальным участникам, если вы создаете материал в команде. Это все равно что архитектурный чертеж, без которого невозможно правильно построить дом.

Кроме того, сценарий необходим, чтобы быстрее записать все дубли, сделать монтаж не таким трудоемким и избавить вас от страха «как вести себя на камеру, что сказать» и т.п.

Ученики будут пересматривать такие видео и хорошо запомнят тему, так как сейчас видеоролики — идеальный формат для нового поколения. Видеоформат в целом (особенно в 2020 году) стал одним из самых мощных инструментов в обучении.

Мы написали инструкцию, которая поможет вам с нуля создать нужный сценарий или адаптировать учебный материал под его формат.




1. Скелет сценария


- Сначала пропишите заголовки, темы, вопросы для обсуждения, которые точно будут в ролике. Если у вас уже есть представление о том, как должен выглядеть будущий ролик – добавьте ссылки или картинки в документ. Готовая структура поможет хорошо ориентироваться при создании полного сценария.

- Если вы работаете в целой команде для съемок, сразу уточните, какие детали важны для монтажера, звукорежиссера, дизайнера. После этого уже можно составлять сценарий, в котором будет все учтено.


2. Формат сценария


Есть 2 главных пункта для написания сценария: аудио и визуал. Вы можете создать два отдельных документа и прописать все в каждом из них, но лучше сразу создать сценарий в виде таблицы из 2 колонок. Обычно для быстроты заполнения всех деталей используют второй способ.


Аудио Визуал


3. Аудио


Полностью напишите все, что будете говорить в ролике. Даже если у вас формат скринкаста, в котором полностью показывается готовая презентация, все равно напишите сценарий вашей речи. Проверьте текст через Главред, чтобы убрать «воду» и упростить его.

Распишите хронометраж: что и когда вы будете говорить. Пример:


Аудио Визуал
Легкая презентационная музыка, название темы
2:05. Все 16 английских времен, представляющие собой Present -настоящие, Past - прошедшие, Future - будущее и Future in the Past - будущие в прошедшем, можно разбить на следующие 4 группы: Simple (Простая) Continuous (Продолженная) Perfect (Совершенная) Perfect Continuous (Совершенная Продолженная)
2:08. У каждой группы есть схожие характеристики: формы образования смыслового глагола и принцип употребления. Если взять это на заметку, и как следует закрепить, то в скором будущем вы превратитесь в виртуоза, искусно жонглирующего всеми шестнадцатью грамматическими временами, без особого труда!
2:09....

Обязательно прописывайте время (хронометраж) каждого нового абзаца. Чтобы оценить, сколько времени займет текстовой блок, используйте Хронометр

Важно: сценарий нужен только для создания качественного видеоролика, но читать с распечатанного листа во время записи видео крайне не рекомендуется. Зрители ценят живое общение и естественность, чтение с листка убьет интерес. Именно поэтому скрипт всегда лучше выучить за 2-3 дня до записи, чтобы не забыть всю структуру и информацию.



Несколько советов по написанию:


  • Создайте диалог с аудиторией, обращайтесь непосредственно к ученикам.
  • Пишите именно то, что вы будете говорить, даже если некоторые фразы в простом разговорном стиле. Ученикам не нужен строгий сценарий, поэтому пишите то, что вы хотите донести, а не то, что лучше смотрится на бумаге.
  • Не забудьте прогнать текст через Главред и лично отредактировать его на предмет штампов, канцеляризмов и сложных предложений.
  • Прочитайте сценарий вслух. Это единственный способ узнать, звучит ли ваш диалог естественно. Если вы вносите изменения, прочитайте его вслух еще раз.

Только после того, как вы пропишите весь текст, который хотите донести через аудио, можно спокойно приступать к созданию визуальной составляющей.



4. Визуал


Теперь нужно продумать, как весь ролик будет выглядеть визуально. Если у вас формат скринкаста, здесь все просто: вы показываете презентацию и постепенно объясняете все, что на слайде. При это нужно, чтобы презентация отвечала последним трендами визуала для высокой читаемости и запоминаемости контента. Как создать красивую и читабельную презентацию для вебинара, читайте по ссылке.

Если же вы или монтажер создаете ролик в специальной программе для монтажа, нужно продумать все детали. Представьте, как будут выглядеть кадры, и распишите все в таблице. Укажите все переходы, желаемую анимацию текста, цвет фона и текста, желаемые элементы на фоне.

Пример:


Аудио Визуал
Легкая презентационная музыка, название темы
2:05. Все 16 английских времен, представляющие собой Present -настоящие, Past - прошедшие, Future - будущее и Future in the Past - будущие в прошедшем, можно разбить на следующие 4 группы: Simple (Простая) Continuous (Продолженная) Perfect (Совершенная) Perfect Continuous (Совершенная Продолженная) Белый фон. Цвет текста черный. Текст на экране выскакивает буллитами: Simple (Простая) Continuous (Продолженная) Perfect (Совершенная) Perfect Continuous (Совершенная Продолженная)
2:08. У каждой группы есть схожие характеристики: формы образования смыслового глагола и принцип употребления. Если взять это на заметку, и как следует закрепить, то в скором будущем вы превратитесь в виртуоза, искусно жонглирующего всеми шестнадцатью грамматическими временами, без особого труда! Темно-синий фон. Цвет текста белый. Текст на экране выскакивает буллитами: Схожие характеристики каждой группы: формы образования смысловой глагол принцип употребления
2:09....

Чем подробнее вы распишите, тем меньше потом будет правок.

Кроме текстовых описаний того, что будет происходить в визуальной части, вы можете вставлять прямо в табличку примеры – картинки и ссылки.

Важно: не забывайте про интерактив, который любят ученики. Через ролик можно активно взаимодействовать со зрителями – помимо домашней работы, попросите ответить на вопросы в комментариях, вставляйте голосования, ссылки и всплывающие окна.


Если вкратце:


  • Начните со структуры: пропишите важные темы, заголовки, вопросы для обсуждения по порядку, которые точно должны быть в ролике.
  • Составьте таблицу из двух колонок: аудио и визуал.
  • Заполните колонку аудио: напишите все, что планируете говорить в видео. Не забудьте про хронометраж.
  • Заполните колонку визуал: напишите все, что будет происходить визуально в ролике по хронометражу. Не забывайте про примеры (картинки, ссылки на другие ролики).
  • Повторите сценарий за 2-3 дня до записи ролика. Не читайте по листку.

Готово! Если мы упустили что-то важное, и вам есть, чем дополнить инструкцию, пишите на наш форум.

Будем рады обсудить и дополнить статью.





Обсудить