• Московская область
  • post@idte.ru



Как привести текст в форму? Избавляем от лишнего


Содержание


Зачем сокращать и упрощать тексты?


1. Не перегружать предложения

1.1. Одно предложение — одна новая мысль

1.2. Золотое правило чередования

2. Чистка текста: оставляем только суть

2.1. Штампы

2.2. Канцеляризмы

2.3. Повторы

3. Проверка текста

4. Правила верстки: полотно текста — это прошлый век

5. Больше действий — глаголы сильнее всех

6. Интерес к предмету


Важное замечание (!)


Это руководство создано, чтобы помочь педагогам писать тексты, которые легко поймет и запомнит современное поколение учеников.


Инструкцию можно использовать для решения рабочих вопросов через текст (объяснение материала, презентации, инструкции, email-письма, задания), но для художественных работ она не подходит. Наша цель — использовать тексты как эффективный рабочий инструмент в обучении, а не как элемент искусства.

Умение работать с текстом — один из важнейших навыков на протяжении веков не только в образовательной сфере.

Многие до сих пор пользуются устаревшими методами — тексты перегружены канцеляризмами, штампами, стоп-словами, повторами, усложненными предложениями. Часто они написаны так сухо и официально, что кажется, будто их пишут не для людей.

Учитывая особенности новых поколений, писать так сейчас — максимально непродуктивно. Такие тексты не достигнут главной цели — освоения и запоминания материала, особенно поколениями Зет и Альфа.

Конечно, далеко не все могут сразу перенести на чистый лист то, что так хорошо объясняли вживую у доски, а большинство учителей берут за основу готовые образовательные материалы и используют их для потока классов снова и снова.

Мы пониманием, что время — самый дорогой ресурс, и иногда просто невозможно отредактировать идеально все материалы. Но точно можно сделать их лучше.

Эта инструкция поможет улучшить любой текст и привести его в читабельную форму. Перечисленные здесь пункты можно использовать для любого случая, кроме конкретных определений, аксиом или правил, которые нельзя изменить без потери смысла.

Главный посыл инструкции — всегда стараться избавить текст от лишнего и сделать его понятным для ученика после первого прочтения.

Зачем сокращать и упрощать тексты?


Существует убеждение, что, сокращая текст, мы обедняем русский язык и делаем предложения хуже. Но просто — не значит плохо.

Есть множество текстов, где стоп-слова или штампы легко заменяются или удаляются без потери смысла. Школьнику не приходится отвлекаться на мусор в предложениях – он сразу видит суть и запоминает, что хотел сказать учитель.

Смысл важнее слов, поэтому любой «засоренный» текст должен быть избавлен от декораций или, другими словами, от «культа слов».

Сравните два примера:

Любовь к формальным возможностям русского языка, какой бы трогательной и оправданной она ни была, не должна становиться впереди простоты и ясности, следовательно, авторам не рекомендуется, как бы они того ни хотели, намеренно использовать все возможности русского синтаксиса, структуры предложений, системы однородных членов и сложных предложений, чтобы ясно и просто выразить свои мысли, если того не требуют обстоятельства .

Упростим, несмотря на протесты филологов:

Средства языка не должны мешать простоте и ясности. Если вы любите русский язык, это не значит, что вы должны использовать все его возможности в каждом предложении. Если сложные предложения или однородные члены не помогают выразить мысль, их не стоит употреблять.

Богатство русского языка не означает, что мы должны использовать все элементы везде и сразу. Иначе это превращается в упомянутый «культ слов», а именно — веру в то, что конкретные слова обладают волшебной силой в отрыве от смысла.

Лучше всего эта тема раскрыта в книге М. Ильяхова и Л. Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст». Это настоящий учебник, который можно использовать в практике всем, кто решает задачи с помощью текста и хочет сделать его сильным.

Мы рекомендуем использовать эту книгу в работе, а здесь перечислим главные пункты, по которым нужно редактировать материалы.

Это, своего рода, памятка, которую можно скопировать и использовать для редактирования.


1. Не перегружать предложения


Русский язык позволяет оформить сколько угодно мыслей в одном предложении, но такой материал сложно усвоить зумерам или поколению Альфа.

1.1. Одно предложение — одна новая мысль.


Это идеальный вариант, но, если две-три мысли тесно связаны друг с другом и хорошо структурированы, можно оставить их и в одном предложении.

В других случаях всегда логически разделяйте мысли в тексте.


1.2. Золотое правило чередования


Не забывайте про золотое правило чередования: после коротких предложений составляйте более длинные (при этом не перебарщивая), чтобы не пересушить текст. Постоянно короткие предложения создают эффект заевшей пластинки — текст становится скучным.

Пример перегруженного абзаца:

Индукционная зарядка означает, что телефон заряжается с помощью индукционного приемника и передатчика под действием электромагнитного поля, которое создается из-за движения электронов в проводнике-передатчике типа антенны.

Если разделить на понятные и короткие предложения:

Индукционная зарядка — это зарядка без проводов. В ней участвуют две антенны: приемник и передатчик. По передатчику бежит ток, который создает электромагнитное поле. Когда в это поле попадает телефон с приемником, по приемнику начинает бежать ток, и телефон заряжается. Похоже на то, как антенны ловят радиосигналы.


2. Чистка текста: оставляем только суть


2.1. Штампы


«Штамп — это популярное устойчивое словосочетание, смысл которого либо неясен, либо можно выразить одним словом».

Как только видите штамп, заменяйте его простым словом или удаляйте.

Штампы создают в тексте ощущение официальности, серьезности или некой «стандартности». Штампы по определению банальны, и их наличие в тексте не делает его богаче или интереснее. Предложения наполняются водой, так как обычно штампы состоят из нескольких слов, которые можно заменить одним.

Здесь автор пытался создать красивый абзац:

Безусловно, написан этот роман в лучших традициях магического реализма, и только слепой не заметит в нём отсылки к мастерам этого жанра. Однако не стоит забывать, что место действия романа - Россия, что, безусловно, накладывает отпечаток.

На самом деле текст пустой — автору нечего сказать, и он прикрывается штампами, чтобы никто этого не заметил. Сравните с рецензией, написанной простыми словами о сложном:

Чтобы понять этот роман, нужно сначала прочитать «Сто лет одиночества» Маркеса и статью на Википедии о магическом реализме.

Это такое литературное течение с основной идеей, что мир волшебный и это нормально. В книгах такого рода герои смотрят на чудеса, как на что-то обыденное. И вот: слесарь Захаров живет в общаге на окраине поселка. Однажды к нему в комнату заселяется вобла, которая видит будущее.

Своей цели эта рецензия достигнет — люди сразу поймут, о чем книга, и купят ее.

Примеры штампов:

Безусловно

В лучших традициях

И только слепой не заметит

Мастера жанра

Не стоит забывать

Накладывает отпечаток

Бьет ключом

Всеми цветами радуги

Ломают голову

Одержали победу

Не за горами

Как гром среди ясного неба


2.2. Канцеляризмы


«Канцеляризмы — штампы, которыми разговаривают бюрократы и руководители крупных постсоветских организаций».

Как только видите канцеляризм, заменяйте его простым словом или удаляйте.

Некоторые канцеляризмы настолько прижились в языке, что мы принимаем их за обычные выражения и даже не замечаем, что текст замусорен:   




Еще примеры канцеляризмов:

а именно

безоговорочно

ввиду

в надлежащем порядке

во избежание

в рамках

возыметь действие

непосредственно и т.п.


2.3. Повторы


Проверяйте абзацы на предмет повторов — удаляйте или заменяйте синонимами слова, встречающиеся в 2 предложениях подряд (и тем более, если в одном).

Также нужно избавляться от повторов, избыточных деталей и однородных членов на уровне смысла:

Кремниевая пропитка защищает ткань от влаги, воды и жидкостей.

Удалили:

Кремниевая пропитка защищает ткань от жидкостей.

То, что для автора разные вещи, для читателя одно и то же. Если в предложении много однородных членов, проверьте, не близки ли они по смыслу. Выберите самый точный и удалите лишние:



Если важно оставить несколько однородных членов, распишите значимость каждого в отдельных предложениях (одно предложение — одна мысль).


3. Проверка текста


Кроме стандартной вычитки, обязательно прочитайте текст вслух.

Если вам не хватает воздуха для завершения предложения, или вы запинаетесь — лучше отредактировать эти места.

Для быстрого поиска штампов, канцеляризмов и т.п. проверяйте тексты на сайте - https://glvrd.ru/


4. Правила верстки: полотно текста — это прошлый век


Всегда нужно логически разделять тексты на абзацы. Поколения Z и Альфа просто не воспринимают полотно текста, а правильно разделенный материал запомнится любым человеком лучше.

Разделение на абзацы работает для текстов из любых сфер.

Сравните примеры из презентаций:



Тот же текст в другой верстке:









Текст разбит на 4 слайда, но запомнить его проще в лаконичном варианте, нежели на слайде с полотном сплющенного текста. Каждая мысль вынесена на отдельный лист.

То же самое в документах — соблюдайте отступы и разделяйте текст на небольшие абзацы. Идеальный вариант, если в материале есть и картинки/иллюстрации/инфографика, подходящие под тему.

Не забывайте про буллиты и списки — они тоже всегда эффективны.


5. Больше действий – глаголы сильнее всех


Глаголы не должны страдать или прятаться.

Сильные предложения строятся из действий, а существительные нужны для фактов и историй:

У нас создают полезный контент на тему дистанционного образования в школах России. Теоретические и практические материалы составляются ежедневно.

2-ой вариант:

Мы создаем полезный контент на тему дистанционного образования в школах России. Теоретические и практические материалы эксперты пишут ежедневно.

Было:

ИЦТО обучает созданию видеоуроков с нуля: сценарии, работа в программах, презентации к урокам.

Стало:

ИЦТО научит создавать видеоуроки с нуля: писать сценарии, работать в программах и делать презентации к урокам.

Отглагольные существительные, причастия, страдательный залог всегда лучше заменить на глагол.


6. Интерес к предмету


Чтобы качественно изучать новый материал, ученикам нужен стимул. Любопытство, страх, выгода или социальное давление — стимулы бывают разные, но все они задевают читателя.

В школе часто создают интерес подобным образом:

Сегодня вы узнаете, что такое синус. Он обязательно будет у вас в ЕГЭ.

Мотивировать низким баллом по ЕГЭ — выбор учителя. Но ведь можно сделать все иначе, без давления на страх:

Знаете игру «Арканоид»? Где шарик летает по полю и всё разбивает. Кажется, что такое легко сделать на компьютере.

Но есть проблема: компьютер не умеет перемещать предметы по диагонали. Нет такой команды. Чтобы шарик полетел по диагонали, компьютер должен знать угол падения и посчитать из этого угла синус и косинус. Давайте посмотрим, что это такое.

Как вы думаете, после какого примера ученик вероятнее всего начнет изучать материал на основе интереса к предмету, а не страха?

Не забывайте про дидактику и старайтесь всегда приводить понятные ученику жизненные примеры, связанные с темой предмета.

Или другими словами — объясняйте новое через известное. К любой теории — практику, пример или ситуацию.




Если вы нашли ошибку/опечатку или не согласны с материалом — нажмите «Обсудить» чуть ниже! Мы приветствуем дискуссии и с радостью обсудим с вами тему.



Обсудить