• Московская область
  • post@idte.ru


Дистанционное образование VS традиционное



Дистанционное образование — удаленная форма обучения, которая реализуется при помощи специализированных цифровых платформ и дополнительных приложений (Zoom, Skype, мессенджеры, онлайн-тесты, планировщики задач и т.п). Кроме печатных учебников используются, как правило, электронные, а также веб-конференции/заранее записанные видеоуроки.

Дистанционное обучение делится на асинхронное и синхронное.

Асинхронное обучение — процесс занятий, который не привязан к конкретному времени. Школьник по собственному графику изучает указанную литературу, проходит тесты, решает задачи, смотрит видеолекции и т.п. Причем материалы могут быть как в печатном, так и цифровом виде.

Синхронное обучение проводится в режиме реального времени с преподавателем. Самые яркие примеры: вебинары, прямые трансляции, веб-конференции. Специальные платформы предлагают также общие чаты для моментальной связи, интерактивные доски, показ экрана и другие полезные функции. При синхронном обучении используют только онлайн-инструменты.

Традиционное образование, соответственно, проходит, как правило, в школе.

При дистанционном образовании место занятий отходит на второй план. Ученики/преподаватели с ограниченными физическими возможностями могут свободно обучаться/преподавать онлайн при наличии необходимого оборудования. Самое главное в онлайн-уроках — качество материала и подачи.

Для дистанционного образования важна техническая подготовка:

  • компьютер/ноутбук/планшет
  • веб-камера с микрофоном/отдельный микрофон
  • хороший интернет
  • приложение или специальная платформа дистанционного образования для проведения онлайн-уроков
  • структура и материал, разработанные для онлайн-уроков

Идеальный вариант — наличие всех вышеперечисленных пунктов. Но техника и хороший интернет, конечно, есть далеко не у всех. Только 38% учеников могут выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах. В некоторых регионах России доля учителей с необходимой техникой для конференций сравнительно мала.

В многодетных семьях вопрос оборудования особо сложный — если дистанционно занимаются сразу несколько детей, нужно соответствующее количество компьютеров или хотя бы планшетов.

Каждая четвертая российская семья сегодня не может использовать для работы/учебы быстрый интернет. Причем в сельской местности такая проблема у каждой третьей семьи.

Отсюда один из главных минусов дистанционного образования — далеко не для всех он удобен из-за отсутствия нужной техники и интернета.

Кроме того, учителям и школьникам необходимо знать ИКТ хотя бы на базовом уровне. Старшим педагогам сложнее адаптироваться к современным технологиям, а школьникам младших классов чаще всего нужна помощь взрослых для подключения/решения технических проблем. Для второй ситуации вопрос времени или финансов играет ключевую роль — кто готов остаться/задержаться с ребенком дома.



Время — один из важнейших и невосполнимых ресурсов 21 века. При дистанционном уроке он появляется у всех в дополнительном объеме.

Традиционное офлайн образование в школе поглощает время дорогой, повторением материала ученикам, которые что-то упустили/не поняли, проведением контрольных, организацией дисциплины.

Получено огромное количество жалоб о том, что дома ученики продолжают учиться, но уже с родителями. Непонятый материал и задания вызывают вопросы, которые школьник не успел разобрать на уроке, и родители превращаются в настоящих учителей. У многих справедливо появляются вопросы: «А что же вы тогда делали в школе? Что происходит на уроках?».

«Раньше дети приносили ворох домашки, которую они не успели разобрать в школе. Если отнять время на дисциплину, проверку домашнего задания и опрос отличников — на новую тему в классе оставалось в среднем 10 минут, и дети у каждой третьей семьи. не усваивали материал».

При дистанционном уроке ученики могут вернуться к вопросам сколько угодно раз, пересматривая запись. С учителем можно связаться через соцсети в любое время по согласованному графику. Вместо контрольных и организации дисциплины на уроках — онлайн-тесты. Вместо буллинга в классе — общение онлайн только по общим интересам.



Коммуникации при частых или постоянных дистанционных уроках не становится меньше, как могут подумать родители. Ученики продолжают общаться (и даже начинают больше общаться) с семьей. Также никто не отменял кружки и секции. Школьники общаются друг с другом, но более выборочно (в зависимости от интересов) и в других объемах. Общие чаты давно популярны — помимо прогулок ученики могут переписываться или связываться онлайн 24/7.

Контакт учителя со школьниками во время онлайн-урока, конечно, требует особых усилий. Эффект живого общения во время веб-конференции снижается в два раза. Видеоформат поглощает эмоции, поэтому учителю нужно стараться сильнее удерживать внимание аудитории.

В то же время сложнее наблюдать за реакцией учеников. В классе при живом уроке сразу видно, кто постоянно отвлекается или просто спит. В этом плане онлайн формат проигрывает.

Также во время онлайн-уроков часто пренебрегают развитием коммуникативных навыков учеников. Из-за отсутствия личного общения с преподавателями школьники могут неэффективно работать в команде. Пренебрежение коммуникативными навыками неизбежно приведет к тому, что многие ученики будут преуспевать в теоретических знаниях, но не смогут передать их другим. Как и при традиционном обучении, в онлайне важно проводить дискуссии и проверять устные ответы школьников на заданную тему.



Качество образования не должно снижаться при правильном подходе к дистанционным урокам. Да, формат подачи и материалов другой, но при должной подготовке и тестировании разных сценариев уроки будут эффективными.

И главная сложность здесь — отсутствие методологии обучения для дистанционных уроков. Ведь простого переноса материала в цифровую среду недостаточно. Для качественного онлайн-урока нужна специально разработанная структура, материал и подача.

Презентации, сам формат лекций должны быть другими хотя бы в плане дискуссии — на онлайн уроках ее требуется раза в два больше, так как видео поглощает вербальный эффект общения. Монотонная диктовка текста убьет интерес ученика к уроку и предмету. Для школьников младшей школы это особенно актуально.

Также нужна особая методика для практических заданий — успешные примеры онлайн-задач/тестов сейчас есть только у специализированных цифровых платформ. Необходимо либо полностью переходить на них, либо частично использовать все возможные инструменты для практических занятий.

Подробнее об особенностях методологии дистанционных уроков читайте в разделе ПРАКТИКА

Контроль — то, чего может не хватать при дистанционном обучении, особенно для младшеклассников. Дети разные, не все будут погружены в онлайн-уроки строго по графику. Хотя бы в первое время нужно понаблюдать за ребенком и решить, требуется ли постоянный присмотр. Если контроль необходим, возникает следующий вопрос — кто будет оставаться дома: родители, родственники или няня.

Для тех, кто нуждается в строгой дисциплине, традиционное образование — более подходящая форма обучения.

Пока остается открытым вопрос, как в принципе преподавать онлайн такие предметы, как ИЗО, музыка или психология. В некоторых школах эти занятия отменили во время самоизоляции.

Традиционное образование обеспечивает практический опыт и по основным предметам. В школах есть необходимое оборудование для таких уроков, как физика, химия, биология, а как безопасно проводить учебные опыты дома – уже вопрос.

Что касается виртуальных классов — они не только воспроизводят традиционный класс, но и улучшают его с помощью инструментов для активного совместного обучения: секционные комнаты для практики и обсуждения, цифровая доска для интерактивности и совместное использование экрана для обучения других.

Преподаватели также могут полагаться на аналитику из своей платформы виртуального класса: записи посещаемости, участие в текстовом чате, отчеты о фокусе браузера, показатели внимательности и многое другое. Эти данные помогают найти совершенный и индивидуальный подход к обучению для улучшения результатов учащихся.


Мы не утверждаем, что тот или иной формат образования (дистанционное или традиционное) лучше другого. У каждого свои преимущества, и нужно использовать их максимально.

Педагоги и ученики теперь должны адаптироваться к более динамичной и практической среде, где участие в процессе крайне важно.

Правильное использование асинхронных и синхронных методов дает положительные результаты и понимание того, что цифровые инструменты пока дополняют, а не заменяют традиционную форму образования. Возможно, скоро дистанционное обучение станет стратегическим приоритетом в каждой школе.


Еще несколько фактов о дистанционном образовании:

  • Никаких тяжелых учебников и огромного портфеля, который больше самого ученика.
  • Не нужно скидываться на школьные нужды.
  • Меньше канцелярии.
  • Не нужна школьная форма.
  • На учеников возлагается высокий уровень ответственности: в онлайн-обучении нужна сильная концентрация и мотивация.
  • Самостоятельность: ученики сами делают и сдают онлайн больше заданий, чем на обычных уроках.
  • Для преподавателей легче приглашать экспертов из других учреждений в онлайн-класс.
  • Можно быстрее ознакомиться со всем материалом.
  • Новый формат проверки знаний: некоторые платформы используют игровой тип тестов с баллами и рейтингами вместо устаревшей пятибалльной системы. Ученики хотят победить конкурента-игрока и выйти на новый уровень.
  • Возможность глубже погрузиться в изучение любимых предметов.
  • Техническая образованность ученика/учителя.


Обсудить