• Московская область
  • post@idte.ru



Пока выходили новые статьи про зумеров, дети поколения Альфа уже захватили львиную долю внимания социологов, маркетологов, культурологов и других специалистов.

Технологии развиваются быстро, как и новые поколения — если по теории Штрауса и Хоува каждый поколенческий период длится около пятнадцати-двадцати лет, то сейчас эти границы сильно сократились. Только недавно все были увлечены первыми цифровыми детьми Z, но австралийский демограф и исследователь Марк Мак-Криндл ввел название нового поколения, которое справедливо перетягивает на себя одеяло внимания с зетов.

Альфа — это зумеры во второй степени, которые переживут цифровую революции в образовании, возьмутся за экологию и смогут освоить как минимум пять профессий. По крайней мере, на эти глобальные пункты рассчитывают специалисты, анализируя поведение и возможности детей.

Несмотря на то, что альфа-детям сейчас не больше десяти лет, мы постарались найти исследования, которые выявляют основные качества характера и поведения детей, за решениями и действиями которых стоит будущее. Большое количество информации о зетах и миллениалах позволяет лучше понять и детей Альфа. Также в статье используются материалы самого Марка Мак-Криндла.

ДАТЫ ПОКОЛЕНИЯ


2010 – 2024 гг.

Поскольку технологии развиваются стремительно, возможно, за этот период внезапно появится новое, следующее после Альфы поколение, и конечный год изменится.


ДРУГОЕ МЫШЛЕНИЕ


Детям Альфа с самого раннего детства дают планшеты вместо игрушек, книжек и учебных пособий. Они начали рождаться в 2010 году, когда появились iPad и Instagram, а слово «приложение» стало словом года. Поэтому Альфа выросли в еще большей степени «скринерами» («screenagers»), чем зумеры. Их также называют Generation Glass — Поколение стекла, которое может создать виртуальных питомцев и устроить онлайн примерку. Оно имеет доступ к такому количеству информации и инфлюенсерам, которого не было ни у одного предыдущего поколения.

Специалисты считают, что альфа-дети станут самыми мобильными, так как будут учиться, работать и путешествовать по различным странам больше, чем миллениалы или зумеры. Забегая вперед, есть большая вероятность, что поколение Альфа никогда не будет использовать бумажник, одноразовый пластик и даже участвовать в письменном экзамене.

Развитие детей в коммерческой сфере начнется с самых ранних лет, что может обладать как положительным, так и отрицательным эффектом. Если ценности альфа-детей не изменятся (смотрите данные ниже), то коммерческая жилка может сыграть только на руку будущему — появятся ЭКО-бизнесы, для которых в приоритете благополучие планеты. С другой стороны, всегда есть боязнь сплошного онлайн-потребительства.

От сокращения концентрации внимания до геймификации образования, от повышения цифровой грамотности до нарушения социального образования — эти тенденции влияют на всех нас, но полностью преображают именно тех, кто появляется в годы их становления.

Родители начинают замечать дефицит жизненно необходимых навыков альфа-детей. Они более формально образованы, но в меньшей степени обладают практическими навыками, навыком оценки риска, постановки и достижения целей (будь то спортивные или любые другие). Родители и учителя отдадут предпочтение веселым игрушкам, которые развивают способности к науке, технологиям, инженерии, математике, а также социальные компетенции, предпринимательские навыки, силу и координацию, финансовую грамотность, новаторство и находчивость.

Средняя продолжительность пребывания взрослых сотрудников на должности стала менее трех лет. Если эта тенденция сохранится в течение трудовой жизни сегодняшних выпускников школ, то они успеют поработать на 18 различных должностях по 6 различным профессиям. Причем многих будущих вакансий пока что не существуют: 65% тех, кто поступает в начальную школу сегодня, по прогнозам, в конечном итоге будут работать на совершенно новых типах рабочих мест. Например, пока росли миллениалы, таких вакансий, как интернет-маркетолог, верстальщик, SMM-менеджер в России не было — и сейчас новые должности продолжают появляться. Технологии не просто заменяют рабочие места, они создают много новых, и это четвертая промышленная революция, в которой мы сейчас находимся.

Поэтому внимание родителей и учителей должно быть сосредоточено на развитии у школьников навыков непрерывного обучения. Согласно опросам, родители считают, что у детей лучше всего развиты цифровые навыки и творческие способности (60% и 57% соответственно), но есть над чем поработать в области критического мышления (самая низкая оценка). По мере того, как мир работы постоянно меняется, именно качества и компетенции детей Альфа обеспечат им будущее. Родители считают, что учащиеся обладают любознательностью (60%) и способностью к адаптации (50%), но есть возможности для улучшения лидерских навыков (42%).

AR-технологии насыщают окружающее пространство интерактивной информацией, так что альфа-дети смогут учиться буквально везде, что, в свою очередь, приведет к пересмотру процесса образования. VR  изменит представление будущих поколений о том, что такое мир — причем как внешний, так и внутренний.

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ


Уже существует тренд продления роли родителей на более широкий возрастной диапазон. После зумеров Альфа, безусловно, его продолжат — родители будут заботиться о детях дома, даже когда они станут 20-летними. Подростковый период альфа-детей растянется, поскольку теперь нет четкого перехода во взрослую жизнь, который характеризовался ранним выходом на работу, переездом, вступлением в брак, появлением детей. Альфа будут дольше учиться, трепетно выбирать работу и, соответственно, жить с родителями и после 20 лет. В Австралии этот тренд уже назвали словом KIPPERS, что означает «Дети в карманах родителей, разрушающие пенсионные накопления».

Школьники в возрасте 8–12 лет в Америке тратят в среднем 4 часа 44 минуты экранного времени в день на развлекательные цели. И время увеличивается в среднем до 7 часов 22 минут для подростков в возрасте от 13 до 18,5. Новые задачи для родителей Альфа заключаются в том, чтобы следить за экранным временем, кибербуллингом и управлять контентом, ориентированным на детей.

Поколение Альфа обращается за советом к родителям, как к авторитету. Взрослые должны вселять в альфа-детей уверенность, поскольку многие молодые люди уже сейчас сталкиваются с проблемами психического здоровья из-за неопределенного будущего, которое постоянно меняется. Для успеха родителям необходимо инвестировать в обучение как жизненным навыкам, так и навыкам работы с людьми — так Альфа смогут быть уверенными в своем движении вперед.

С одной стороны, современные дети — самые изученные психотерапевтами и психиатрами. С другой, они и их родители часто попадаются в ловушку медикализации — представления о том, что есть строгая норма психического здоровья и, если она нарушается, надо срочно принимать препараты.


СОЦИАЛИЗАЦИЯ


Технологии пока не победили жизнь вне экранов смартфонов — даже дети Альфа ценят живое общение. Несмотря на то, что они, как и зумеры, цифровые аборигены, отношения с онлайн миром не стали приоритетом — семья и друзья остаются на первом месте.



15% опрошенных выбрали пункт «деньги» как значимый и только 2% выбрали «славу» — результаты, которые, безусловно, возвращают веру в человечество и грядущие поколения.

27% альфа-детей предпочли бы проводить время на свежем воздухе, а 26% хотят остаться дома. Интересно также, что 46% детей хотели бы работать на открытом воздухе, когда вырастут. 59% хотели бы работать в организациях, спасающих жизни, в то время как 51% хотят работу, где можно использовать технологии, влияющие на ситуацию в мире. Причем для последнего пункта цифры заметно выше у мальчиков (61%), чем у девочек (43%).

Среди большинства молодых людей, 63%, также в тренде работа, которая помогла бы планете. Самые маленькие Альфа более трепетно относятся к карьере защитников окружающего мира – 67% опрошенных детей 6-9 лет ответили, что защита планеты будет их основной работой.

Альфа станут самым образованным, технологически обеспеченным и богатым поколением в мире. Вполне предсказуемо, что они будут хотеть все и сразу — отличных друзей, здоровье, крепкую семью, сбалансированную и успешную карьеру. Предполагается, что это поколение будет даже сильнее нацелено на карьеру и семью одновременно, чем миллениалы или тем более зеты.


КАК ОБУЧАТЬ АЛЬФА-ДЕТЕЙ?


  • Как и в случае с зетами, школам необходимо перейти на мультимедийный формат образования, а именно на улучшение визуальной, интерактивной и практической составляющей материалов.
  • Необходимо развивать навык быстрой обучаемости, так как поколению Альфа нужно будет постоянно повышать квалификацию или совершать переподготовку, чтобы оставаться актуальным сотрудником на протяжении всей трудовой жизни.
  • Развивать навыки межличностного общения, которые могут нелегко даваться альфа-детям.
  • Необходимо позволять Альфа экспериментировать и терпеть неудачи — это ключ к повышению устойчивости в постоянно меняющейся среде. Эти навыки очень полезны также потому, что много альфа-детей скорее всего захотят стать стартаперами, а не работать наемными сотрудниками. Уже сейчас подростки вдохновлены Илоном Маском, Марком Цукербергом и Хидэо Кодзимой. По данным сервиса  Internships  на 2015 год, 72% старшеклассников хотели бы создать собственную компанию, а не работать «на дядю». Учитывая ценности поколения и технологии будущего, Альфа будут стремиться создавать свои продукты, улучшающие жизнь в мире.
  • Важно давать возможность постоянно проявлять креативные навыки: автоматизация и новые роботы освободят время от множества операционных задач — для творчества появится больше времени и возможностей. Получение многих текущих профессий станет просто не актуальным.

В заключение важно отметить — мы не даем ни положительной, ни отрицательной оценки особенностям поколения Альфа, описанным выше. Все изменения — это ни плохо, ни хорошо. Мир меняется так быстро, что сейчас важно только фиксировать и анализировать факты, а также использовать современные форматы для эффективной работы с новым поколением.




Обсудить