• Московская область
  • post@idte.ru



Понимание особенностей новых поколений необходимо не только маркетологам: для создания качественного онлайн/оффлайн обучения нужно знать особенности аудитории. Развитие науки и технологий привело к увеличению продолжительности жизни людей, а условия самой жизни улучшились. Сейчас возрастные рамки молодости и даже подросткового периода сдвигаются, а ценности и интересы меняются кардинально.

Теорию поколений разработали американцы Уильям Штраус и Нил Хоув. Она опирается на экономический уровень развития государств и подразумевает, что поведение поколений определяется рядом исторических событий и процессов, произошедших в конкретный период времени. Каждый поколенческий период длится около пятнадцати-двадцати лет.

Мы рассмотрим поколение Z (зумеры, хоумлендеры, зеты) — первое цифровое поколение. Старшие зумеры уже закончили школы, а младшие вступают в подростковый период. Как они воспринимают информацию, какие у них ценности и стремления? Знание особенностей зумеров поможет завоевать их внимание и стать для аудитории «своим».

ДАТЫ ПОКОЛЕНИЯ


Поколение Z — люди, родившиеся примерно с 1997 по 2017. Примерно, потому что единого мнения по датам исчисления у специалистов нет. Граница меняется в зависимости от технологичности той или иной страны. По зарубежному опыту отсчетным годом считается 1997 — если учитывать его, то старшим зумерам уже исполнилось 23. Но в России технологических бум начался, мягко говоря, только в 2002, поэтому рациональнее будет сдвинуть дату вперед. Кроме того, пока мы говорим о зумерах, дети Альфа уже приковывают внимание социологов. Границы поколений оцениваются очень условно, а Альфа — это те, кто родились уже после 2010. Поэтому остановимся на временной рамке для поколения Z в России — c 2002 по 2010.


ДРУГОЕ МЫШЛЕНИЕ


Зумеры родились в мире, когда интернет и гаджеты уже не были чем-то новым — для них это естественная среда обитания. Для миллениалов (предшественников зетов, 1981-1996) существующие технологии казались далеким будущим, которое стало настоящим для первого цифрового поколения. Не удивительно, что способ мышления и уровень концентрации у этих детей другие — только на 8 секунд они способны удержать внимание.

При этом визуально информация воспринимается лучше, а длинные тексты обязательно надо упрощать и разделять на абзацы. «Клиповое мышление» — тренд сегодняшнего времени, и миллениалы тоже подвержены его влиянию. Теперь внешний вид и форма действительно на первом месте, а содержание на втором. Кроме того, зумеры лучше всего воспринимают и запоминают видеоуроки.

В технологиях большинство зетов разбираются лучше родителей или учителей. Программисты, верстальщики, веб-разработчики, дизайнеры, интернет-маркетологи — это только часть самых востребованных и интересных для зумеров профессий, ведь популярность и разновидность подобных цифровых вакансий увеличивается.

Зумеры по-другому изучают информацию: поскольку на любой вопрос в любое время может ответить Google, причем в разных форматах (статьи, видео, аудио), нет надобности копить знания. В Европе уже используют новую модель обучения, нацеленную на развитие аналитического мышления и навыки мониторинга информации, а не на классическое энциклопедическое знание. И скорее всего такой подход будет актуальнее с каждым годом.

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ


С родителями у зумеров тесная эмоциональная связь и партнерские отношения. Если в лихие 90-е большинство миллениалов в детстве были полностью предоставлены сами себе, то зумеры много времени проводят с семьей и требуют от нее эмоциональной вовлеченности. Родители зумеров росли не в простых условиях: тогда у взрослых просто не было времени или сил заниматься развитием ребенка. Это привело к обратному эффекту — теперь они не хотят повторять прошлое и уделяют огромное (и даже излишнее) внимание детям, а также решают все бытовые вопросы. Родители не ругают зетов, не давят на них, постоянно хвалят за «нормальное», жалеют, придерживаются принципа «главное — не сломать», «гиперопекают» Конечно, это приводит к тому, что поколение Z не умеет решать проблемы реальной жизни.

Зеты общаются с родителями свободно и на равных, а не как с «авторитетом», что было характеристикой прошлого. Родители признают, что дети быстро развиваются и во многом превосходят их. Протестов и бунтов стало гораздо меньше, чем в предыдущих поколениях — если зумеру что-то не нравится, он будет прямо высказывать свое мнение и ссориться с родителями, но не сделает никакого протестного действия, чтобы организовать жизнь так, как ему нравится.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ


Сперва может показаться, что подростки только и делают, что все время сидят в соцсетях или играют в игры. На самом деле зумеры общаются друг с другом даже больше, чем другие поколения – практически 24/7. Это разные онлайн-форматы: чаты, видеозвонки, аудиозвонки, аудиосообщения. Личное общение поколение Z ценит не меньше виртуального, кроме того, эмпатия играет для них важнейшую роль


ЦЕННОСТИ


Саморазвитие, комфорт, поиск своего пути и счастливая жизнь — главные ценности поколения Z. Зумеры не готовы вкалывать годами на одной и той же работе ради продвижения по карьерной лестнице. Работа должна нравиться, не отнимать много времени и приносить доход, причем не обязательно высокий. Популярна тема фриланса и освоения новых профессий преимущественно в цифровой сфере. Поиск любимой работы, пусть и с небольшой зарплатой, обязательно приведет к гармонии и счастью, что и означает успех для зумеров. А вот засиживаться в офисе до ночи, обсуждая с боссом сложные проекты — это явно не про поколение Z (как правило).

Гедонизм и индивидуализм также присущи зумерам, а любые сложности означают неправильно выбранный путь, то есть катастрофу.

Идеальное будущее для них — семья и друзья, и здесь все словно вращается по кругу. Выросшие в благополучных, по сравнению с родителями, условиях и окруженные гиперопекой, эти дети не стремятся покорить или изменить мир. Они снова возвращаются к базовым ценностям, которые были, как правило, в их детстве.

Главный рубеж для подростков зумеров — сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Эти цели с самого раннего возраста устанавливают родители и школы, только вот что будет потом, никто не говорит. Нет осознанности цели и понимания того, как хочет жить ребенок и кем он хочет стать. Часто молодые люди оказываются в растерянности при поступлении в вуз или даже после выпуска из него.

КАК ОБУЧАТЬ ЗУМЕРОВ?


  • Информацию лучше не рассказывать, а показывать, акцентировать внимание на визуальной составляющей (дизайн презентаций, любых других обучающих материалов).
  • Обязательно делить длинные тексты на абзацы. Упрощать язык: избавляться от штампов, канцеляризмов, длинных сложных предложений. При этом не перебарщивать и не пытаться переходить на сленг зумеров.
  • Не забывать о дискуссиях на уроках — как никогда они важны, особенно при дистанционном образовании.
  • Зумеры очень хорошо воспринимают ролики: видеоуроки, онлайн-курсы — тренд 2020 года. При этом нельзя забывать про конспекты в свободной форме, благодаря которым ученики сильнее запомнят материал, например, конспекты по методу Корнелла или боксов
  • Использовать интерактив: можно создать онлайн-тесты для своего рода состязания по предмету. При этом не обязательно использовать устаревшую пятибалльную систему оценки — составьте свой собственный оценочный рейтинг, в котором главное — быстрее набрать больше баллов, чем у соперника. Результаты можно конвертировать обратно в пятибалльную систему.
  • Идеальная картина, если вы хорошо ориентируетесь в digital (цифровом) мире. И в мемах разбираетесь, и знаете полезные приложения/сервисы/платформы для обучения, и про популярные digital агентства/компании в курсе. Зумеры сразу обратят внимание на учителя, который с ними на одной волне (в принципе, как и любые подростки).


В заключение важно отметить — мы не даем ни положительной ни отрицательной оценки особенностям поколения Z, описанным выше. Все изменения — это ни плохо, ни хорошо. Мир меняется так быстро, что сейчас важно только фиксировать и анализировать факты, а также использовать современные форматы для эффективной работы с новым поколением.




Обсудить