• Московская область
  • post@idte.ru


Дистанционное образование прошло долгий путь развития: от простых электронных писем до цифровых платформ для обучения. Если в западных странах быстрее всего развивались технологии, то в СССР внимание фокусировали на методике преподавания и контроле знаний.

Только с конца XIX века в России начало развиваться дистанционное обучение. В институтах, например, специальные методические центры рассылали литературу для самостоятельного изучения и проводили консультации. А сегодня уже огромный список цифровых ресурсов позволяет непрерывно получать знания в любой точке мира.

Одна из особенностей современного дистанционного образования — цифровые технологии развиваются гораздо быстрее и эффективнее, чем педагогические. Для успешного онлайн обучения нужен баланс этих двух составляющих.

Несмотря на того, что сейчас школьники могут полностью перейти на дистанционное образование, такой формат подойдет далеко не всем в России, особенно если переходить на него нужно быстро.

Во время пандемии коронавируса школы столкнулись с проблемой мгновенного массового и обязательного перехода на онлайн обучение, и в первые же дни сеть взорвалась шквалом негативных отзывов. Важно учитывать резкость перехода, которая всегда вызывает дискомфорт или даже стресс. Во время вспышки COVID-19 люди были просто не готовы технически и морально к таким изменениям.

Тем не менее форс-мажорная ситуация позволила выявить главные сложности при организации дистанционного образования школами в России.


Главные проблемы перехода на дистанционное образование


Содержание:

  1. Слабое техническое обеспечение
  2. Качество онлайн-образования
  3. Низкий навык самоорганизации учеников
  4. Отсутствие цифровых компетенций

1. Слабое техническое обеспечение


Слабое техническое обеспечение – это одна из главных проблем. Не всем удобен дистанционный формат из-за отсутствия необходимой техники.

«У большинства детей в моем классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих».

У каждой четвертой российской семьи сегодня нет быстрого интернета. Причем в сельской местности такая проблема у каждой третьей семьи.

«У меня дома 1 ноутбук, которым пользуется мой сын, выпускник 11 класса, и после него занимается другой сын, ученик 9 класса».

В некоторых регионах России доля учителей с необходимой техникой для онлайн-уроков сравнительно мала.

«Скорость домашнего wi-fi менее 10 Мб/с. Уровень доходов не позволяет оплачивать более дорогой тариф. Дома отсутствует какая-либо оргтехника, кроме старого смартфона. В классе никогда не было и нет никакой оргтехники и доступа к интернету» - , комментирует учитель, проживающий в сельской местности.

У школьников с наличием техники все гораздо хуже — только 38% из них могут выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах

В многодетных семьях вопрос оборудования самый сложный — если дистанционно занимаются сразу несколько детей, нужно соответствующее количество компьютеров или хотя бы планшетов. Если родители работают удаленно, проблема обостряется.

И здесь стоит обратить внимание на малоимущие семьи. По данным Росстата в 2018 году их количество составляло 18,9 млн человек. Примерно 22% из них — дети и подростки в возрасте от 7 до 16 лет (школьники). Это примерно четверть всех российских школьников. Все они оказываются за пределами дистанционного образования.



2. Качество онлайн образования


Качество онлайн образования – сложность, с которой учителя столкнулись сразу после решения технических заминок. Единой методологии дистанционного образования для обычных школ пока нет, а попытка простого переноса урока в цифровую среду провалилась.

Презентации, сам формат уроков должны быть другими хотя бы в плане дискуссии — в онлайн среде ее требуется раза в два больше, так как видео поглощает вербальный эффект общения. Монотонная диктовка текста убьет интерес ученика к уроку и предмету. Для школьников младшей школы это особенно актуально.

Подробнее об особенностях методологии дистанционного урока читайте в разделе ПРАКТИКА

Конечно, есть специализированные онлайн-платформы для дистанционного образования: на них некоторые ученики полностью обучались вместо посещения обычной школы еще до пандемии и продолжат обучаться. Но если говорить об эффективности стандартных школ — положительных результатов пока нет. Учителям, помимо освоения цифровых ресурсов, нужно научиться правильно преподавать в дистанционном формате.

Преподаватели признаются, что не понимают, как можно обучать без личного контакта с детьми. Сложнее приспособиться сотрудникам старшей возрастной категории с большим педагогическим стажем.

Также пока остается открытым вопрос, как преподавать онлайн такие предметы, как ИЗО, музыка или психология. В некоторых школах эти занятия отменили во время самоизоляции.

Особое внимание требуется к проведению онлайн-занятий в коррекционных классах. Учителя утверждают, что сейчас нет удобной платформы для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


3. Низкий навык самоорганизации учеников


Контроль — то, чего может не хватать при дистанционном обучении, особенно для младшей школы. Дети разные, не все будут погружены в онлайн-уроки строго по графику. Хотя бы в первое время нужно понаблюдать за ребенком и решить, требуется ли постоянный присмотр. Если контроль необходим, возникает следующий вопрос — кто будет оставаться дома: родители, родственники или няня.

Еще одна сложность — школьникам младших классов, как правило, нужна помощь взрослых для подключения. Снова сталкиваемся с вопросом времени и финансов — кто готов остаться/задержаться с ребенком дома.


4. Отсутствие цифровых компетенций


Если говорить о массовом переходе на дистанционный режим — есть риски цифровой некомпетентности не менее 30% учителей России.

Недостаточная ИКТ подготовка — барьер для эффективного дистанционного образования.

В общей сложности не менее чем у 41,4% учителей старше 30 лет использование ИКТ не было в программе образования. То есть эти педагоги изначально не готовы использовать ИКТ в образовательном процессе.

13% учителей (на момент сбора данных) не знали, что можно задавать домашнее задание на образовательной онлайн платформе. Также 75% опрошенных учителей на момент исследования не проводили видеоуроки.

Если говорить об учениках — знания ИКТ младших классов, конечно, разнятся со старшими. Но сейчас дети растут с гаджетами, поэтому их знакомство с цифровым миром, как правило, быстрее, чем у взрослых учителей.


Заключение


Дистанционное образование как массовый проект во время пандемии коронавируса провалился. В зоне особого риска оказались сельские школы и школы в малых и средних городах. Здесь техническое оснащение учителей и детей намного ниже, чем в крупных городах. Также непроста ситуация с малоимущими и многодетными семьями.

Но, несомненно, мы должны понимать, что дистанционное обучение останется с нами надолго, более того, востребованность в нём многократно возросла у многих семей. Сезонные заболевания (ОРВИ, грипп), инвалидность тоже требуют удаленных занятий.

Конечно, нагрузка на рабочий график учителей увеличивается, но времена меняются — нужно быть готовым к новым форматам преподавания. А для этого педагогам необходимо изучить весь спектр возможностей цифрового мира и научиться использовать его инструменты как для полноценного дистанционного образования, так и для совмещения оффлайн и онлайн обучения.



Обсудить