• Московская область
  • post@idte.ru


Резкий переход на дистанционное обучение во время COVID-19 погрузил учителей и школьников в цифровой мир и познакомил с преимуществами и недостатками различных онлайн-инструментов. Результат в любом случае положительный — эффективность их использования скоро может достичь уровня, который в обычных условиях в России, например, увидели бы примерно через два года.

Дистанционное образование развивалось во многих странах и до пандемии. Полный переход на онлайн-обучение во время самоизоляции прошел практически «бесшовно» в Финляндия, Франции и Китае.

В статье рассмотрим наиболее интересные случаи применения дистанционного обучения, как в период пандемии, так и задолго до ее появления.




Уже в XVIII веке дистанционное обучение становится важнейшим элементом образования. По сегодняшний день концепция дистанционного образования осталась неизменной, менялись только технологии реализации.

Современные исследователи разделяют историю дистанционного образования на 4 этапа развития:

Первый этап (с XVIII века по 1960-е) получил название «корреспондентское обучение» и начался со стенографистов.

В 1728 году Калеб Филипс объявил в бостонской газете о наборе студентов для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем. Это послужило началом образования на расстоянии.

Характерная черта первого этапа — в основном использовалась только одна какая-то технология: печатная продукция и почтовые отправления, радио или телевидение.

Активное развитие обучения посредством радио привело к тому, что студенты могли слушать лекции дома точно в таком же виде, в котором они рассказывались в учебном учреждении. При этом на почту приходили бумажные задачники и напечатанные лекции. Обучающее радиовещание создавало больший вовлекающий эффект и обогащало коммуникацию между преподавателем и студентами.

Второй этап (с 1965 по 1980 гг.) – использовались несколько технологий без компьютеров, включаются новые способы передачи информации: аудио- и видеокассеты, факсы и т.п.

Третий этап (с 1980 по 1995 гг.) – период развития дистанционного обучения связан с появлением новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Стало возможным обучение «без отрыва» от основной деятельности и привлечение большего количества студентов со всего мира.

Четвёртый этап (с 1995 г. - по настоящий момент) захватывает как технологии прошлых поколений, так и компьютерные технологии с высокой пропускной способностью, а также высокой степенью телеприсутствия, например видеоконференции и вебинары.




Помимо Калеба Филипса в 1873 г. Анна Элиот Тикнор стала пионером американского заочного образования и стимулирования обучения дома, причём преимущественно для женщин, что стало шагом на пути к распространению женского образования. Были созданы первые заочные школы.

В 1984 году появилась программа дистанционного обучения в Национальном технологическом университете (National Technological University).

В 1987 появляется Американская ассоциация дистанционного образования (United States Distance Learning Association), которая больше предназначалась для людей с ограниченными физическими возможностями.

Первыми студентами дистанционного образования были жители сельской местности или отдаленных районов, которые физически не могли добираться до образовательных учреждений. Еще одной важной группой населения США, выбравшей дистанционное образования, были военнослужащие.

Сейчас почти любые родители, которые не хотят, чтобы дети учились очно в школе, могут организовать онлайн-обучение. В Америке работает портал K12 International Academy, где любой желающий может получить аттестат о полном среднем образовании. На портале школьники участвуют в вебинарах, видеолекциях, круглых столах и каждого ребёнка сопровождает куратор. В конце обучения сдаются традиционные выпускные экзамены (SAT).

Во время пандемии коронавируса произошел резкий переход на онлайн-обучение, что спровоцировало увеличение числа прогулов. По данным СМИ, многие ученики в период самоизоляции не регистрировались в системах дистанционного образования, прогуливали уроки и не сдавали домашние задания. Такая ситуация особенно характерна для школ с детьми из малообеспеченных семей, поскольку у них нет подходящей техники и/или подключения к интернету. Это может привести к разной успеваемости детей и усугубить социальное неравенство, поскольку в элитных учебных заведениях страны учеба продолжается в прежнем объеме.

Учителя во время самоизоляции использовали самый широкий диапазон платформ и форматов: обмен видеосообщениями через Flipgrid, публикации видеоуроков на YouTube, занятия с помощью специализированных сервисов Blackboard Learn и Google Classroom. А чтобы в учебном процессе было просто ориентироваться, Департамент образования Нью-Йорка открыл на своём сайте раздел Learn At Home с заданиями, программами по разным предметам и ссылками на онлайн-платформы

Оставалось только решить главную проблему — наличие технического оборудования. В США у многих школьников  нет компьютера или высокоскоростного интернета. Чтобы они могли обучаться онлайн, библиотеки начали круглосуточно оставлять включёнными сети Wi-Fi, к которым можно было подключаться с парковок. Некоторые школы отправляли к домам учеников автобусы с точками доступа к интернету. В штате Вирджиния школьникам даже выдавали ноутбуки и планшеты. А компания HP совместно с Time for Kids, Britannica и NASA запустила программу Turn to Learn, с помощью которой образовательный контент распространялся в печатном виде.




В Великобритании можно было получить высшее образование дистанционно в 1836 г., когда появился Лондонский Университет (University of London). Сдача экзаменов в нем стала возможна для кандидатов со всего мира, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Это привело к возникновению большого количества колледжей, в которых студенты могли пройти курсы «обучения по почте» в соответствии с университетской программой.

В 1840 г. сэр Исаак Питман с помощью почтовых отправлений начал дистанционно обучать студентов стенографии и навыку быстрого письма. Питман не зарабатывал на своих уроках, рассылая их ученикам по цене почтовой доставки, поскольку считал, что демократизация общества должна заключаться в свободном доступе к высшему образованию всех слоев населения, независимо от их материального и социального положения, политических и религиозных взглядов.

В 1963 году премьер-министр Англии Г. Вильсон объявил о создании «эфирного университета», который предполагал объединить все учебные заведения, которые используют дистанционное образование.

В 1969 году был создан Открытый университет (Open University) — он работает и по сегодняшний день и пользуется большой популярностью. В нем учатся свыше 200000 студентов из разных стран по различным направлениям.

Онлайн-уроки проходят в первой половине дня по будням. Во время занятий ребята могут задавать вопросы учителям — либо текстовым сообщением, либо через микрофон. Преподаются те же предметы из программы, что и в традиционной школе, кроме химии, так как проводить лабораторные эксперименты без оборудования и контроля экспертов не безопасно.

Ученики сдают все необходимые экзамены (например, GCSEs — аналог нашего ОГЭ, и A-Levels — аналог ЕГЭ), а затем получают аттестат государственного образца.

В период пандемии в Великобритании преподаватели не использовали мессенджеры и программы вроде Skype и Zoom, так как в стране боятся незащищенных данных. Поэтому многие британские частные школы, например, известный колледж для мальчиков Далвич, стали использовать собственные онлайн-платформы для обучения. Государственные школы не могли позволить себе подобные решения и организовали рассылку заданий школьникам по электронной почте.

Родители во время самоизоляции обращались в суды с массовыми жалобами на правительство, которое не обеспечило детей техникой для обучения.




В России метод «корреспондентского обучения» появился только в конце XIX в.

Официальной датой развития дистанционного обучения принято считать 30 мая 1997 г., когда был подписан приказ Минобразования РФ, который позволял проводить эксперименты по использованию дистанционного обучения.

Сейчас в России около 15 онлайн-школ, в которых можно получить среднее образование. В некоторых онлайн-школах есть очень удобные методы дистанционного обучения: для учеников создаются персональные образовательные маршруты, а в преподавательском составе педагоги из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов.

Учебный год в таких школах начинается в сентябре и заканчивается в апреле — мае. Как и в обычных школах, есть зимние и летние каникулы. Ориентироваться в учебном процессе детям помогают персональные кураторы.

В обычное время российские платформы дистанционного обучения играли роль преимущественно дополнительного образования. Но с начала пандемии коронавируса они стали активно использоваться для преподавания основной школьной программы. И чтобы систематизировать работу с платформами в процессе обучения Минпросвещения России предложил список рекомендованных сервисов, из которых преподаватели могли выбирать самые удобные для себя.

Для подготовки старшеклассников к экзаменам Минпросвещения вместе с партнерами запустило также телеканал «Моя школа в online» с уроками по основным предметам. На телеканале ОТР каждое утро проходили телеуроки «Моё просвещение».

Большой вклад в организацию дистанционных занятий для российских школьников внесли ИТ-компании, которые запустили много проектов для эффективных онлайн-занятий. Платформы адаптировали свои продукты к нуждам школ и предоставили учебным заведениям бесплатный доступ.

Однако переход на онлайн-обучение во время пандемии был очень резким, и школы, особенно в регионах, оказались не готовы к нему. Сразу же выявились главные проблемы дистанционного образования в школах России.

Начало онлайн-обучения было сложным как для учителей, так и для школьников и их родителей. Если коротко, проблемы следующие: недостаток необходимой техники, отсутствие технических навыков у учителей и учеников, неготовность сервисов справиться с огромным потоком ежедневных видеоконференций. В принципе, это типичные сложности и для многих других стран, но в силу масштаба территории РФ, решить оперативно их просто невозможно.

Министр образования РФ Сергей Кравцов отметил, что на 23 апреля 2020 года школьникам было передано 50 тыс. единиц компьютерной техники.

Постепенно дистанционный образовательный хаос исчез, но множество вопросов еще требуют решения.




Финляндия оказалась в числе стран, которые лучше всего справились с переходом на онлайн-обучение. Здесь школы просто продолжили дистанционные уроки по стандартному расписанию, используя инструменты класс-менеджмента от разных провайдеров. Учителя и школьники активно работали с этими сервисами и до коронавируса, поэтому переход прошёл практически «бесшовно». В то же время коммуникацию учителей, школьников и родителей удалось организовать с помощью платформы Wilma с календарём, почтой, дневником и доской объявлений. Все эти возможности были доступны даже детям без личных компьютеров - им выдали ноутбуки на дом.

Виртуальная учебная среда широко используется в Финляндии, в том числе и в обычных школьных условиях. Финское национальное агентство по образованию помогает школам организовывать различные виды гибких механизмов обучения. Некоторые часто используемые инструменты, где студенты могут полноценно обучаться онлайн: Moodle, Google Classrooms, Ville, Teams, O365, Skype и Zoom. В образовании используются также игры и симуляторы, например: VirtualAutoedU, Sandbox или DigiVirtu.

В стране в целом существует устоявшаяся практика организации связи между домом и школой через онлайн-платформы. Помимо Wilma, это Helmi, Studentaplus и Sopimuspro.

Другие дополнительные хранилища контента и инструменты для дистанционного обучения в Финляндии: Библиотека открытых образовательных ресурсов, Finna, Финская Национальная общественная телерадиокомпания Yleisradio.




Дистанционное обучение начало развиваться во Франции в первой половине ХХ века.

Сейчас в стране работает Национальный центр дистанционного образования CNED, который предлагает подготовку и обучение в разных заведениях. Согласно статистике, в CNED ежегодно проходят обучение более 300 000 людей со всего мира. Поэтому Франции также не пришлось адаптироваться к новым условиям с нуля.

Когда школы закрылись, на базе CNED заработала платформа Ma classe à la maison для обучения школьников. Сначала сервис не справлялся с большой нагрузкой, и некоторые учителя использовали личные сайты для публикации заданий и сбора домашних работ. Но когда подключения младших и старших классов разделили по времени, сбои прекратились.




Совершенно другой, уникальный подход показал Китай. 9 февраля 2020 года почти 200 миллионов учащихся начальных и средних школ страны начали свой новый семестр онлайн. Министерство образования выступило с инициативой под названием «Обеспечение беспрепятственного обучения при срыве занятий». В течение двух недель, когда все личные встречи были запрещены, министерство организовало телеконференции с органами управления школами, поставщиками онлайн-платформ и курсов, поставщиками телекоммуникационных услуг и другими заинтересованными сторонами для обсуждения реализации инициативы.

Для этого Министерство образования в партнерстве с Министерством промышленности и информационных технологий провели следующие мероприятия:


  • Мобилизацию всех основных поставщиков телекоммуникационных услуг для расширения подключения к интернету для онлайн-образования. Особенно для недостаточно обслуживаемых регионов.
  • Обновление пропускной способности основных образовательных онлайн-платформ. Особенно емкость Национальной облачной платформы для образовательных ресурсов и государственных услуг в обслуживании миллионов посетителей одновременно.
  • Мобилизацию общесоциальных ресурсов для обеспечения онлайн-курсов и ресурсов. Более 24 000 онлайн-курсов стали доступны для студентов университетов. Чтобы обеспечить начальные и средние школы бесплатными онлайн-курсами, были мобилизованы 22 проверенные платформы онлайн-курсов, большинство из которых оснащены искусственным интеллектом.
  • Принятие гибких методологий для облегчения обучения. Школам и учителям рекомендовалось выбирать соответствующие способы доставки на основе местной электронной готовности, включая онлайн-платформы, цифровые телевизоры или мобильные приложения. Учителя получили руководство по методике преподавания, в том числе через прямую трансляцию онлайн-учебников и MOOC. Рекомендуемое количество часов онлайн-обучения варьировалось в зависимости от класса.
  • Укрепление безопасности в интернете с помощью сотрудничества с телекоммуникационным сектором и поставщиками услуг онлайн-платформ.
  • Психосоциальная поддержка и курсы по распространению знаний о вирусе и защите от него.

В организации онлайн обучения участвовали сразу несколько крупных компаний, в том числе Alibaba, Baidu и Huawei. Однако в результате была создана централизованная система: за несколько недель Китай разработал и запустил единую национальную онлайн-платформу с видеоуроками по всем школьным предметам, электронными учебниками, справочными материалами и тестами. Эта система объединила семь тысяч серверов, и пользоваться ей смогли до 50 миллионов учеников одновременно.




Итальянское правительство создало веб-сайт Istruzione для поддержки школ в активизации различных форм дистанционного обучения в период закрытия.​ Ссылки на различные разделы позволяют использовать платформы и инструменты, доступные образовательным учреждениям бесплатно.

В период перехода на онлайн, даже в пределах одной школы, преподаватели пользовались разными сервисами и платформами. При этом серверы не выдерживали нагрузку от одновременного подключения восьми миллионов учеников, и многие дети вообще не могли войти в систему.




В Корее правительство и Министерство образования перенесли из-за пандемии национальную дату начала весеннего семестра с марта на апрель 2020 года.

Министерство Здравоохранения инвестировало 250 миллионов долларов США для решения проблемы воздействия COVID-19 на образование. Чрезвычайный бюджет использовался для поддержки образовательных онлайн-платформ, сайтов общественного образования с нулевым рейтингом, расширения услуг по уходу за детьми после школы, приобретения необходимого медицинского оборудования для учителей и учащихся и т.д.

Правительство поддерживало стоимость сетевых операторов нулевого рейтинга образовательных сайтов для всех студентов до конца мая. Это применялось к корейской системе образовательного вещания (EBS) и всем государственным образовательным услугам и системам. Последние, в свою очередь, предоставлялись Корейской службой информации об образовании и исследованиях (KERIS).

В то время как EBS предлагал большую часть своего контента в видеоформате, KERIS предоставлял услуги цифровых учебников (для обществознания, математики и естественных наук для 3-9 классов). Он также открыл доступ на обучающие онлайн-платформы, такие как Wedorang и e-Hakseupteo cyberlearning services. На них учителя могут создать онлайн-класс, размещать онлайн-задания и участвовать в групповых чатах для открытых обсуждений в классе, а также отслеживать прогресс обучения студентов. Студенты могли получить бесплатный доступ к сайтам с нулевым рейтингом, подав заявку через один из 3 основных телекомов.

Доступность бесплатных онлайн-курсов была расширена для учащихся средних и старших классов. Расширили и каталог курсов, чтобы включить программы иностранных языков и гуманитарных наук, предоставляемых EBS. Министерство науки и ИКТ (MSIT) в сотрудничестве с Министерством здравоохранения и Министерством по делам женщин и семьи создали новые учебные веб-сайты для проведения научных экспериментов в области 3D и программного кодирования образования.

Образовательные телевизионные и радиопрограммы транслируются по корейскому телевидению, а также размещаются на веб-сайте EBS, который также отображает все расписания вещания.




Министерство образования и профессиональной подготовки Испании приняло различные меры, чтобы минимизировать последствия приостановки работы школ. ​​Образование в стране организовано автономно, а это значит, что за него отвечает каждый регион страны.

Ситуация и решения каждого региона различны. В некоторых из них власти учебных заведений начали закрытие к 10 марта 2020 года. К концу недели центральное правительство ввело режим самоизоляции, который повлиял на студентов. Были созданы новые ресурсы и руководящие принципы, полезные и для других испаноязычных стран.

Министерство образования и профессиональной подготовки Испании создало веб-сайт Recursos para el aprendizaje en línea (ресурсы для онлайн-обучения) с целью предоставления учителям, семьям и студентам доступа к различным типам онлайн ресурсов (материалы, учебные курсы, платформы, инструменты и т.д.).

Испанское Общественное телевидение RTVE в партнерстве с Министерством образования и профессиональной подготовки через Национальный институт образовательных технологий и подготовки учителей запустило Educlan. Educlan — образовательный инструмент для студентов и семей.

Данная инициатива предполагает сотрудничество основных образовательных издательств страны, которые предоставили подборку лучших образовательных материалов для платформы (например, EDEBE, ANAYA, SM, McGraw Hill, Smile & Learn). Эти ресурсы призваны дополнить материалы, реализуемые администрациями учебных заведений.




Заключение

Получив мощный стимул к переменам, школы, вузы и колледжи начали лихорадочно адаптироваться к новым условиям. Конечно, получилось это не у всех. Учреждения не умели упаковывать контент, корректно подавать его обучающимся, правильно строить коммуникацию со школьниками и студентами в онлайн среде. Многие были не готовы и с технической точки зрения. Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований спросил у преподавателей, что мешает эффективному переходу на дистанционное обучение. Ответы получили ожидаемые: проблемы с техникой и недостаток соответствующих знаний и навыков.

Опыт, полученный в период вынужденного перехода на самоизоляцию, показал, что платформы и сервисы школьного дистанционного обучения дают возможности, необходимые не только во время пандемии.

Все большой популярностью пользуется дистанционное образование на специальных платформах, поскольку многих родителей не устраивает качество и подход традиционного обучения в школах. Уже сейчас семьи хорошо комбинируют удаленный формат обучения и физическую активность школьников во внешнем мире.

Конечно, онлайн-инструменты не заменяют полностью обычные уроки. Но дополняя традиционные методы, технологические возможности могут освободить преподавателей от рутины, оставляя больше времени на индивидуальный подход к особенностям и потребностям каждого ученика. Кроме того, современные технологии полезны и в плане организации учебного процесса, открывая доступ к широкому выбору контента, в том числе мультимедийного.

По прогнозам ВШЭ к 2021 году доля «школьного сегмента» должна достичь 1,5% от рынка онлайн-образования (если говорить о распределении услуг частного бизнеса). Но благодаря «буму» дистанционного обучения школьников в период самоизоляции, эта доля может заметно вырасти.



Обсудить